В Индонезии все особенное. В Театре теней зрителей сажают как по одну, так и по другую сторону ширмы. А танцоры выступают под руководством колдуна, который доводит их до полного исступления. Погруженные в транс, исполнители на какое-то время превращаются в диких зверей, отнюдь не безопасных для окружающих. Для многих артистов такая мистерия заканчивается глубоким обмороком.
Джокьякарта, или просто Джокья, - столица султаната, который находится в центральной части Явы. Султанат - особая административная единица страны. Вообще-то, Индонезия поделена на провинции, которые возглавляют губернаторы. Их назначает президент. Но в Джокьякарте должность эта передается по наследству.Но в Джокьякарте должность эта передается по наследству. Если проводить параллели с Россией, то Джакарта - это Москва, а Джокьякарта - это Санкт-Петербург, культурная столица Индонезии. Тут работают известные музыкальные и хореографические школы, театральные студии, художественные галереи. Индонезийское искусство почти не затронуто влиянием Запада, хотя многие города даже в старой части выглядят вполне по-западному. Колониальный стиль в архитектуре здесь преобладает. Центральная улица города называется Малиборо. Жизнь здесь бурлит с раннего утра до позднего вечера. На Малиборо можно купить все что угодно. Общаясь с яванцами, я обратил внимание, что при всей открытости они очень сдержаны и деликатны: всегда пытаются понять чувства собеседника, проникнуть в его мысли. Они никогда не кричат, не высказывают прямых, резких суждений. Одним словом, характер этих людей можно определить словом "халус", что в переводе с индонезийского означает "изысканный". То же самое я бы сказал об индонезийском театре.
Любое зрелище в Индонезии называют "ваянгом". Чтобы ясно было, о чем именно идет речь, ставят уточняющее слово. Например, "ваянг пурво" - это театр теней, или театр вырезанных из кожи фигур. Ему около 3 тыс. лет. Таупан, даланг: "Вообще-то я кукольный мастер, но сегодня буду далангом, рассказчиком. В кукольном театре он же является и кукловодом. У многих это что-то вроде хобби. Среди далангов встречаются профессора, священнослужители, я знаю даже одного генерала". В Представление разыгрывают за белой ширмой. Зрители могут находиться по любую ее сторону. Раньше тени создавали с помощью масляных светильников. Теперь используют обычную электрическую лампочку. Спектакль может длиться с утра до вечера, ведь в репертуаре театра всего два произведения: древнеиндийский эпос "Махабхарата" и "Рамаяна" - оба огромного объема. Иногда, правда, играют отдельные эпизоды на полтора-два часа. Сюжет эпоса сложен. Тут много действующих лиц - богов, полубогов, героев, красавиц, отшельников, воинов. Если очень коротко, то в "Махабхарате" рассказывается о войне братьев Пандавов против родственников, двоюродных братьев Куаравов за полцарства. В результате грандиозного сражения Пандавы побеждают и возвращают свое. В "Махабхарате" много сцен посвящено любовным приключениям одного из Пандавов, Арджуны. Это герой романтический и мужественный, у индонезийцев он очень популярен. Целое представление может быть посвящено только его любовным похождениям. Во время спектакля зрителям не возбраняется шумно выражать свои эмоции, комментировать представления.
В театре теней куклы раскрашивают, поэтому впечатление от спектакля у того, кто смотрит на тени и на сами куклы, совершенно разное. Таупан, даланг: "Вид куклы отвечает характеру персонажа. У благородного героя тонкая талия, прямой нос. Рот всегда закрыт. Чем больше отрицательных черт, тем кукла грубее". Видов ваянга в Индонезии много. Помимо театра теней есть ваянг оранг, театр актеров в гриме, ваянг-топенг, где актеры играют в масках. На лице они держатся за счет шнура, который зажимают во рту. Помимо топенга есть еще ваянг-голек - театр объемных марионеток. Их делают из дерева каю кедондонг, местной акации. После сушки оно не трескается и не темнеет. Одеты куклы весьма причудливо. Такую и на стену повесить можно. И здесь репертуар ограничивается все теми же "Махабхаратой" и "Рамаяной". Я попал на "Рамаяну". Основная интрига эпоса - похищение Ситы - супруги царевича Рамы - главным демоном. Зрители прекрасно знают сюжет, но рассказчик даланг не произносит заученный тест, а каждый раз импровизирует. Даланг на полу, зажав между пальцами правой ноги пестик. Ударяя по стальной пластине, он создает шумовые эффекты и указывает оркестру-гамелану, когда вступать. Музыканты играют на гонгах, ксилофонах, барабанах. Главный гонг оркестра ставит акценты в наиболее драматических местах спектакля. Керти, музыкант: "В музыке гамелана нет ни начала, ни конца. Это, как лунный свет или струящиеся воды. Она переносит слушателя в другой мир. К инструментам у нас отношение мистическое. Мы, к примеру, никогда не перешагиваем через них - это приносит несчастье".
"Рамаяну" мне довелось посмотреть и в виде кукольного представления, и в виде балета. Его дают в 16 км к северо-востоку от Джокьякарты, в так называемой "Долине царей". В хорошую погоду декорациями представления служит индуистский храмовый комплекс Прамбанан, а в плохую балет танцуют в закрытом помещении. Яванскому балету всего четверть века. Некоторые танцоры состоят в труппе чуть ли не с момента ее основания. Йо-йо, например, на сцене уже 21 год. Он играет злого ракшаса - демона, который живет на острове Шри-Ланка. Он-то и похищает царевну Ситу и держит ее в заточении. В поисках возлюбленной Раме помогают животные и духи, в том числе сын обезьяны и бога ветра Хануман. С помощью их Рама побеждает врагов и соединяется с супругой. Балет - искусство в Индонезии совсем новое. Тем не менее внешнее сходство балетных и кукольных образов бросается в глаза. К примеру, Йо-Йо - мужчина плотный с крупными чертами лица. В гриме он точь-в-точь как кукольный демон. Мурвади, напротив, скорее можно назвать худым. Он и играет благородных героев, прежде всего Раму. Йо-йо, актер: "Индонезия - страна танца. У нас умеют движением передать любое состояние души, изобразить любой характер. В балете артисту проще. Здесь все знают, что Рама - хороший, а ракшас - плохой. Да и грим за нас работает".
В яванском народном танце главное - уметь достичь полной концентрации. Танцоры обычно собираются в полупрофессиональные коллективы, которые выступают на праздниках и семейных торжествах. Правда, приглашают их все реже, поэтому то, что мне удалось увидеть такое выступление в одном из дворов Джокьякарты, - большое везение. Танец называется Джатилан, или Яран Дор (от "яран" - лошадь и "дор" - хлыст). Собственно, танцем это действо можно назвать с большой натяжкой. В какой-то момент актеры впадают в транс и начинают бесноваться, как будто в них вселились демоны. Начало ничего такого не предвещает. Танцовщицы плавно движутся по площадке, держа в руках расписных деревянных лошадей. Видимо, они помогают девушкам слиться с миром бессознательно.
Взгляд танцовщиц становится все более отрешенным. Наконец дукуны усаживают их в круг. Те некоторое время сидят, уронив голову на грудь. Щелчок кнута, и девушки падают на спину. Они погрузились в транс. Дукуны помогают им подняться. Танцовщицы начинают самнамбулически двигаться по площадке, подчиняясь ритму, который задает гамелан. В общем, это легко можно было принять за игру. Актриса входит в образ животного, в данном случае лошади, берет корм из рук дукуна, становится на колени и пьет воду из таза. Дукуны внимательно наблюдают за своими подопечными, чтобы те в состоянии транса не причинили вреда ни себе, ни зрителям. Удивительно, но в Индонезии, где 90% населения мусульмане, некоторые дукуны, попросту говоря, колдуны, пользуются даже большим уважением, чем муллы. Постепенно девушек на площадке становится все меньше. Одну за другой их отводят или относят подальше от любопытных глаз, чтобы привести в нормальное состояние. Наконец, в кругу остается одна девушка. Не выдержав напряжения, она падает без чувств. Вернуть ей человеческий облик дукуну удается не сразу. Кажется, она не хочет покидать мир, в который ее погрузили. В ход идут благовонья. Дукун что-то шепчет танцовщице на ухо, вертит ее голову, но, похоже, злой дух засел в ней крепко. Но вот вроде бы все позади. Дукун привел девушку в чувство. Андинг может даже связанно говорить: "Мы делаем это примерно раз в месяц. И я никогда не могу вспомнить, что со мной во время выступления происходило. Так, какие-то смутные ощущения".
Пока Андинг приходила в себя, на площадке появились юноши. Они, как и девушки, исполняют групповой танец с деревянными лошадьми. Все повторяется. Вот уже и танцовщики приведены в состояние транса. Они хаотично движутся по площадке. Ритм убыстряется. В каком-то исступлении юноши прямо ртом хватали пищу, корчились в грязи, толкали и били друг друга, совершенно не отдавали себе отчета в происходящем. На площадку стали выскакивать наиболее впечатлительные зрители. Ничем хорошим это не могло закончиться, но дукуны каким-то образом умудрялись управлять беснующейся толпой, и все обошлось без травм. Люди приписывают дукунам удивительные способности: они якобы общаются с потусторонними силами, вызывают и укрощают духов. В любом случае умение вводить человека в состояние транса и управлять им они продемонстрировали. Сегодня дукуны превратили танцоров в жеребцов. Но с таким же успехом они могли заставить их вести себя, как обезьяны, слоны, да кто угодно. Оргон Кондрон, дукун: "Духи вселяются далеко не в каждого. Для этого нужно полностью отключить чувства, освободить голову от мыслей. Не каждый человек способен на это. Если дукун хороший, то духи не причинят вреда. Но все равно, актеры мои очень устают". Удивительно разнообразная страна Индонезия - множество языков, множество культур. На каждом острове свои театральные, танцевальные традиции. Жизни не хватит, чтобы со всеми ими познакомиться.