Принципы, лежащие в основе внешней политики Индонезии, впервые были изложены Мохаммад Хаттом 2 сентября 1948 г. в Йогякарте, Центральная Ява.
На сессии рабочей группы Центрального Национального Комитета Индонезии (KNPI), предшествующий Парламенту Индонезии, Вице-президент Хатта, одновременно Премьер Министр и Министр Обороны молодой республики, пояснил позицию Правительства относительно различных внутренних и международных вопросов. Опровергая предпосылки Народного Демократического Фронта Коммунистической Партии Индонезии в том, что лучшая внешняя политика Индонезии встать на сторону России во время Холодной Войны между Россией и Америкой, Хатта заявил «Должны ли мы, индонезийцы, в борьбе за свободу нашего народа и нашей страны выбирать только между Россией и Америкой? Неужели нет другой позиции согласно наших идеалов?».
«Правительство считает, что наилучшей политикой станет политика, в которой мы не будем объектом международного конфликта. Напротив, мы должны остаться теми, кто сохраняет за собой право решения своей судьбы и борьбы за свои цели, что и является независимостью всей Индонезией». (Мохаммад Хатта, Мендаюнг Антара Дуа Каранг, 1976 год).
Независимая и активная внешняя политика
Эти принципы, а именно независимость и активность, являются фундаментом внешней политики Индонезии. Политики – независима, потому что Индонезия не встает в сторону мировых держав. В действительности, такое поведение противоречит национальной философии страны и особенности, предполагаемых в Панчасиле.
Внешняя политика – активна, в какой-то степени, Индонезия не придерживается пассивной или реактивной позиции в международных вопросах, но стремится к активному участию в их решении. Другими словами, независимая и активная политика Индонезии – это не нейтральная политика, а политика, которая не объединяет Индонезию с мощными державами и не связывает страну военным соглашением. По существу, это политика, предназначенная для национальных интересов, которая одновременно позволяет Индонезии сотрудничать с другими нациями в уничтожении колониализма и империализма во все формах и проявлениях ради всеобщего мира и социальной справедливости. Это и объясняет, почему Индонезия стала одним из учредителей Движения Неприсоединившихся стран.
Морские пути архипелага (ALKI)
Борьба Индонезии за международное признание архипелага успешно достигла цели, приняв и включив Государственный Принцип Архипелага в Раздел IV Конвенции ООН касательно Морского Закона от 1982 года. Однако, Индонезия должна рассмотреть и признать права других государств, особенно за прохождение военных кораблей/морского флота через Индонезийские воды, в частности через регионы, которые обычно используются для международных судов. Эта уступка дана государством архипелага в форме морских коммуникаций, как предусмотрено в статье 53 Конвенции.
Для выполнения вышеупомянутого условия Индонезия предложила через Международную Морскую Организацию в Лондоне морские пути Индонезийского архипелага, состоящий из трех ALKI Север-Юг, а именно ALKI I, ALKI II, и ALKI III. Последняя имеет три ветви в южной части: ALKI III-A, III-B и III-C.
Морские пути архипелага, проходящие через территорию Индонезии:
ALKI I: Пролив Сунда – Пролив Каримата – Море Натуна – Южное Китайское Море
ALKI II: Пролив Ломбок – Пролив Макасар – Море Сулавеси
ALKI III-A: Море Саву – Пролив Омбаи – Море Банда (западная часть острова Бурн) – Море Серам (восточная часть острова Монголе) – Море Малуку – Тихий Океан
ALKI III-В: Море Тимор – Пролив Лети – Море Банда (западная часть острова Бурн) – Море Серам (восточная часть острова Монголе) – Море Малуку – Тихий Океан
ALKI III-С: Море Арафурн – Море Банда (западная часть острова Бурн) – Море Серам (восточная часть острова Монголе) – Море Малуку – Тихий Океан
Предложение трех ALKI основана на рассмотрении различных интересов как оборона и безопасность, гидро-океанографические и природные аспекты; проблемы морской окружающей среды и охраны морских пространств, изучение и использование природных ресурсов (нефть и газ), рыболовство; значение и безопасность национального судоходства и авиации; наличие подводных труб и кабелей; и важность международных морских движений через Индонезийские территориальные воды.
Для образования ALKI Индонезия проводила несколько неформальных встреч с крупными странами, как Соединенные Штаты Америки, Австралия, Япония и Англия, которые пользовались морскими путями архипелага. В соответствии с результатами встреч в 1995 году правительство Индонезии обратилось в Международную Организацию (IMO). Полагаясь на предложение IMO, правительство Индонезии вел переговоры с Международной Гидрографической Организацией (IHO) по обсуждению символов ALKI, которые использовались бы на картах.
На национальном уровне правительство Индонезии также проделал ряд значительных шагов, среди них установление исходных линий Индонезийского архипелага и координат трех ALKI. Учитывая, что ALKI необходимо установить в территориальных водах архипелага, правительство Индонезии изменил исходные линий в море Натуна, которая проходит по ALKI-I и включая половину Экономической Зоны (ZEE). Изменение стартовых линий в море Натуна был утвержден Распоряжением Правительства № 61/1998, переведен на английский язык и представлен в IMO.
Согласно результатов встреч, обращений и ряда действий по подготовке предложения касательно установления стартовых линий, 30 августа 1996 года правительство Индонезии официально представил предложение по установлению трех ALKI для обсуждения на 67-ом заседании Комитета Морской Безопасности (MSC) IMO.
После долгих дискуссий и дебатов с главными странами-пользователями ALKI, а именно Соединенные Штаты Америки, Австралия, Япония и Англия, а также обращений к соседствующим странам как Сингапур, Малайзия и Таиланд, было достигнуто соглашение касательно Прав и Обязательств Зарубежных Судов в ALKI (19 условие) между Индонезией и основными странами-пользователями, которое должны соблюдать и подчиняться суда, проходящие через ALKI. Окончательно, установление ALKI было принято на 69-ой Пленарной Сессии IMO 19 мая 1998 года в Лондоне. В этом отношении Индонезия стала первой, кто установил морскую территорию архипелага, базируясь на условие Конвенции Морского Закона от 1982 года.
В соответствии с результатом 69-ой сессии MSC в рамках установления ALKI на международном уровне, правительство Индонезии утвердит его в национальном регламенте и представит в IMO. В связи с этим Министерство Иностранных Дел, как координатор вопросов по ALKI, имеющих международный характер, согласовал с Министерством Юстиции, что установление ALKI и соглашение Прав и Обязательств Зарубежных Судов в ALKI будет утвержден в правительственном регламенте, подготовленный Министерством Юстиции.
Принятие ALKI Международной Морской Организацией (IMO) поставит перед правительством Индонезии дальнейшую задачу по представлению ALKI на национальном уровне, т.е. учреждениям/соответствующим сторонам.
АССОЦИАЦИЯ ГОСУДАРСТВ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ (ASEAN)
В 1998 году произошел значительный прогресс в юго-восточной Азии, а именно АСЕАН стала основополагающим фундаментом внешней политики Индонезии. В 1998 году была осуществлена 10 концепция АСЕАН, достижение Декларации Бангкока 1967 года. Концепция АСЕАН реализовалась, когда лидеры стран АСЕАН пришли к согласию о принятии Камбоджи полноправным членом АСЕАН на 6-ом Саммите АСЕАН в декабре 1998 года в Ханои, Вьетнам.
На 31-ом Заседании АСЕАН 24-25 июля 1998 г. в Маниле Министры Иностранных Дел обсуждали важные проблемы, собранные в Совместное Коммьюнике, которое включало – заявление Министров Иностранных Дел АСЕАН относительно кризиса в регионе, вопросы Второго Протокола к Договору о Согласии и Сотрудничества АСЕАН (TAC); ядерные испытания Индии и Пакистана; вопросы касательно Камбоджи; отношения между членами стран АСЕАН; и подготовка к 6-му Саммиту АСЕАН. По этому случаю Министры Иностранных Дел подписали Второй Протокол, которое дает доступ другим странам вне АСЕАН вступить в TAC.
Шестой Саммит АСЕАН проходил 15-16 декабря 1998 г. в Ханои, Вьетнам. Данный Саммит АСЕАН имел стратегическое значение, потому что это был последний саммит в преддверии 21 века. Глава АСЕАН одобрил три документа, которые могли оказать содействие странам АСЕАН в выходе из денежного кризиса и восстановлении экономического роста каждой страны. Это – Декларация Ханои (Декларация Саммита Хан;ои), План Действий Ханои и Утверждение Четких Мер АСЕАН.
Посредством Декларации Ханои лидеры АСЕАН внесли ясность в обязательства по укреплению экономической интеграции среди членов, как доказательство духа сотрудничества и солидарности. По этой причине АСЕАН будет пытаться восстановить макроэкономику и денежную стабильность, и добиваться устойчивого экономического роста.
Тем временем, План Действий Ханои – это пояснение концепции АСЕАН 2020 года и направление АСЕАН по укреплению макроэкономики и финансового сотрудничества путем сохранения региональной макроэкономики и финансовой системы; либерализация сотрудничества в финансовом секторе; увеличение финансов, налогов и гарантии, развитие глав 85;ого рынка АСЕАН. Попытки для развития более тесной экономической интеграции будут осуществлены путем ускорения в вы??олнении AFTA, Программы Международного Сотрудничества АСЕАН (AICO), Пространство Инвестирования АСЕАН (AIA), освобождении сферы обслуживания, улучшении продуктов питания, сельского хозяйства и безопасности лесничества; развитии промышленного сотрудничества; укреплении малого и среднего бизнеса; расширении сотрудничества по Интеллектуальным Правам Собственности (HAKI); развитии туризма АСЕАН и региональной инфраструктуры.