Степень экономического неравенства, существовавшего в первые годы после обретения независимости, также значительно уменьшилась: неравенство не удалось уничтожить полностью, но оно более не является столь явным. Возможно, для возникновения расовой напряженности в 50-60-ых годах были и другие причины, но, по крайней мере, те из них, которые можно было бы отнести на счет неравенства в распределении национального богатства, удалось в значительно мере ликвидировать.
Как нам удалось этого добиться? Расовые беспорядки 1969 года "разбудили" лидеров правительства Альянса и некоторых представителей оппозиции и поставили их перед фактом: экономическое неравенство между представителями различных рас было важной причиной, ухудшения отношений между ними. Они пришли к выводу, что ликвидировать этнические, языковые и культурные различия было нельзя, но преодолеть экономическое неравенство было можно.
Временный Национальный Оперативный Совет (National Operations Council), который был создан после беспорядков 1969 года, внимательно изучил причины экономического неравенства и различий в уровне развития малайцев и немалайцев. Их выводы подтвердили то, о чем все давно догадывались: бедность была наиболее распространена среди малайцев и представителей иных коренных народов. Кроме того, малайцы, в основном, были заняты в сельском хозяйстве. (Прим. пер.: Слово "bumiputera", постоянно употребляемый автором, в переводе с малайского дословно означает "сын земли". Очевидно, соображения политической корректности заставили автора уйти от прямого противопоставления малайцев-мусульман, которые, собственно, и представляют собой "bumiputera", ("Newsweek" от 29.07.2002, с. 26), другим этническим группам населения, а первую очередь, китайцам. В данном тексте "bumiputera" везде переведено как "малайцы". Это вынужденно-упрощенный вариант перевода термина, который, достаточно точно отражая его суть, к сожалению, не передает всей эмоциональной и политической подоплеки, вкладываемой автором книги в слово "bumiputera", за которым реально кроется противопоставление коренного населения - малайцев и родственных им народов, говорящих на языках малайско-полинезийской семьи (55%) - "пришлым": китайцам (34%) и индусам
(10%), попавшим в страну, главным образом, в период колониального господства англичан.)
Национальный совещательный совет ,
членами которого являлись представители всех основных рас, населявших страну, был создан для того, чтобы сформулировать Новую экономическую политику, предусматривавшую проведение реструктуризации экономики с целью достижения более равномерного распределения национального богатства.
Естественно, основной упор следовало делать на то, чтобы обеспечить участие малайцев в основных видах экономической деятельности. Идея состояла в том, чтобы сделать малайцев богаче, не делая представителей других рас беднее, не экспроприируя их имущество, добиться равенства в богатстве, а не равенства в
нищете. Соответственно, двуединая задача рассчитанной на 20 лет Новой экономической политики (НЭП), осуществление которой было начато в 1971 году, состояла в: ликвидации бедности среди населения независимо от расовой принадлежности; (the eradication of poverty irrespective of race) ликвидации расовой монополии на отдельные виды экономическойдеятельности. (the elimination of the identification of race with economic function)
В 1969 году Малайзия была, главным образом, страной аграрной. Сфера деловой активности была невелика: добыча олова, возделывание каучуковых деревьев, импорт, оптовая и розничная торговля товарами первой необходимости и некоторыми предметами роскоши. Промышленность в стране практически отсутствовала, сфера услуг находилась в зачаточном состоянии. Сфера коммунального обслуживания и объекты инфраструктуры находились в собственности правительства и управлялись им, не только не принося каких-либо доходов, но, зачастую, требуя субсидий из общественных фондов. Тем не менее, эта сфера обеспечивала занятость большого числа людей, в основном малайцев, что было весьма важно в тот период, когда уровень безработицы в стране был высок.
Исторически, богатство в Малайзии ассоциировалось с владением землей, и первые попытки правительства повысить уровень жизни малайцев сводились к выделению земельных участков. К сожалению, недостаток земельных ресурсов ограничивал возможности правительства в использовании этого подхода к решению проблемы бедности. В любом случае, ведение сельского хозяйства на небольших участках земли никогда не позволило бы малайцам повысить уровень своего благосостояния до уровня представителей других рас.
Создать условия для участия малайцев в основных видах экономической деятельности в стране было легче на словах, чем на деле. Малайцы не обладали коммерческими навыками, не умели обращаться с деньгами. Деньги, в особенности для крестьян-малайцев, были просто средством обращения, используемым для приобретения необходимых им товаров. Образовательный уровень малайцев был чрезвычайно низок, число выпускников университетов было невелико, а квалифицированных специалистов - и того меньше. В 1970 году, из общего числа квалифицированных специалистов малайцы составляли только 4.9%.
В то время учреждения банковской системы Малайзии не заботились о том, чтобы способствовать социально-экономическому развитию страны, играть какую-либо роль в реструктуризации общества, - банки были чисто кредитными учреждениями. За исключения Бэнк Мэлэй (Bank Malay), который был создан, чтобы облегчить малайцам доступ к капиталу, банки не считали себя обязанными предоставлять кредиты бизнесменам-малайцам, стремившимся развивать свое дело. Такие учреждения как "Народный доверительный совет" (МАРА - Maj1is Amanah Rakyat), который пришел на смену Управлению индустриально-аграрного развития (Rural Industrial Development Authority), концентрировались
исключительно на развитии мелкого бизнеса, и не были способны обеспечить участие малайцев в развитии главных отраслей экономики. lustinfo.ch
Цели НЭПа были очевидны, методы и пути их достижения - нет. В то время в мире еще не существовало модели, которую бы правительство Малайзии могло взять в качестве примера. Практики "позитивной дискриминации" в США еще не существовало Поэтому правительству Национального фронта приходилось карабкаться по непроторенному пути, совершая множество дорогостоящих ошибок.