Исторический очерк Б. в период первобытнообщинных отношений и первых государственных образований. Самые ранние археологические памятники Б. относятся к нижнему палеолиту (аньятская культура в Северной Б.). В эпоху неолита Б. населяли монкхмерские племена - предки современных монов,которые занимались мотыжным земледелием (в долинах рек), рыболовством и собирательством (на морском побережье). Видимо, во 2-м тыс. до н. э. началось продвижение в Б. с севера тибето-бирманских племён - предков современных араканцев и чинов, затем - пью; на рубеже 2-го и 1-го тыс. до н. э. началось продвижение народов группы таи, на рубеже нашей эры в Б. появились шаны и др.
В начале нашей эры на базе разложения родоплеменного строя, которое усилилось в связи с индийским влиянием, в Б. появились первые государства. На южном побережье Б. в первых веках нашей эры возникли монские города-государствава, для них характерны сравнительно развитая классовая дифференциация и довольно высокая степень развития рабовладения. В первых веках н. э. сложилось государство в Аракане. К 4 в. относится первое упоминание о государстве пью Шрикшетра, которое в эпоху расцвета (7 в.) охватывало Северную и Центральную Б. В нём возникло общество, основанное на земледелии (частично ирригационном), по характеру эксплуатации близкое к раннефеодальному. Религиями первых государств были пришедшие из Индии буддизм и брахманизм,сочетавшиеся с анимистическими верованиями. В 832 войска Наньчжао (государство в Китае) разгромили Шрикшетру. В 10-11 вв. возникла федерация монских городов Б. - Раманадеса во главе с крупнейшим из них - Татоном.
В 7-9 вв. происходит миграция предков современных бирманцев (мранма, мьянма) из Северо-Западного и Юго-Западного Китая. В 9 в., теснимые Наньчжао, эти племена спустились в долину р. Иравади, где обосновались в районе Чаусхе (Центральная Б.), вытеснив монов и ассимилировав пью. К 849 относится традиционная дата возникновения бирманского города Пагана (в среднем течении р. Иравади). Борьба между бирманскими вождями кончилась в 1044 победой Анораты (Анирудды), основавшего государство Паган.
Моны
Моны, талаин, народ, живущий на Ю. Бирмы (свыше 400 тыс. чел.; здесь и ниже оценка на 1970) и на Ю.-З. Таиланда (около 90 тыс. чел.); в Таиланд М. переселились из Бирмы в 18 в. Язык относится к мон-кхмерской семье языков; имеется письменность, восходящая к 6 в. н. э. По религии М. — буддисты юж. толка. М. — один из древнейших народов Индокитая, у них сложились ранние государства (Дваравати и др.). С конца 1-го тыс. н. э. в страну М. с С. проникли бирманцы, уничтожившие в середине 18 в. государство М. М. оказали большое культурное влияние на бирманцев. Часть М. в Бирме ассимилируется бирманцами и каренами. Основное занятие — поливное рисосеяние; развиты ремёсла (гончарство и др.).
Аракан
Аракан, государство, существовавшее до 1785 на Ю.-З. Бирмы, на территории современной области Ракхайн (Аракан). Создание в первых веках н. э. в А. раннего государства, возглавленного династией Чандра (столица — Вайшали), связывают с индийским влиянием. Основные религии: индуизм (до 10 в.), буддизм, проникший, согласно традиции, во 2 в. н.э., и ислам (с 10 — 12 вв.). В 11—13 вв. северные районы А. были вассальны Пагану. С 1374 на араканский престол Ава и Пегу попеременно сажали своих ставленников. В 1-й трети 15 в. А. добился независимости. В 1433 столицей стал г. Мрохаун. При правителе Минбине [1531—53] начался период расцвета и территориального расширения А. Значительная роль в экономике страны играли морская торговля и пиратство, находившиеся в основном в руках португальских авантюристов. После поражения в войне с Могольской империей (1666) А. ослабел, а феодальные усобицы и борьба за престол, начавшиеся с 1731, облегчили захват А. бирманским правителем Бодопаей и присоединение его к Бирме в 1785.
Шрикшетра
Шрикшетра, государство народа пью в Бирме до 30-х гг. 9 в. Первое упоминание о нём — в китайских источниках 4 в. н. э. Занимало большую часть долины р. Иравади, гранича на юге с монскими городами. Первая его столица — г. Тарекитара или Шрикшетра (отсюда название государства). Известна правившая в Ш. в 7—8 вв. династия Викрама, на время правления которой падает расцвет государства. Ш. поддерживала широкие торговые и культурные связи с Индией и Китаем. Господствующей религией был буддизм. В 8 в. Ш. попала в зависимость от государства Наньчжао, и столица была перенесена на С. в г. Халин. В 832, как сообщает китайская хроника Танов, войска Наньчжао разгромили и сравняли с землёй столицу пью, а оставшихся в живых превратили в рабов. Впоследствии пью, народ тибето-бирманской группы, слился с бирманцами; последние упоминания о нём относятся к 11—13 вв. как об одном из народов, населяющих Паганское государство. Ш. оказала большое влияние на развитие позднейших бирманских государств, в первую очередь Нагана, особенно в области буддийской идеологии и культуры.
Наньчжао
Наньчжао (кит. — южное царство), государство в Китае, существовавшее в 7—13 вв. на территории современной провинции Юньнань. В 8 в. временно находилось в номинальной вассальной зависимости от империи Тан. В 8—9 вв. значительно усилилось и провело несколько успешных войн против Тан и её юго-западных соседей, расширив свою территорию за счёт захвата их земель. В 859 правитель Н. присвоил себе титул императора, а государство переименовал в Дали; последнее было уничтожено в 13 в. монгольскими завоевателями, включившими его территорию в состав империи Юань.
Татон
Татон, современный Татхоун, город на Ю. Бирмы, в окрестности Танинтайи, один из главных центров монской цивилизации. Основан в первых веках н. э. К середине 1-го тысячелетия стал одним из крупнейших портов в Юго-Восточной Азии (на пути из Индии на Восток). К 10 в. город Т. занял главенствующее положение среди монских городов в Южной Бирме и стал столицей единого монского государства Раманадесы. В 11 в. Т. был захвачен и разграблен бирманским царём Аноратой. Большое количество монов, захваченных в плен, переселено в бирманское государство Паган.
Паган (первое гос-во бирманцев)
Паган, первое государство бирманцев. Существовало в 11—13 вв. Являлось государством раннефеодального типа. Основано Аноратой, объединившим под своей властью почти всю территорию современной Бирмы. С присоединением к нему в 1057 монских государств (южная Бирма) П. стал одним из крупнейших государств в Юго-Восточной Азии. Экономическим центром П. была область Чаусе — рисовая житница. П. вёл широкую торговлю с Китаем, Цейлоном и Индией. Правители П. обладали неограниченной деспотической властью. Господствовавший класс в П. представляли бывшая родоплеменная знать бирманцев и правящая верхушка монских городов-государств, трансформировавшаяся в чиновничество. Государственная религия — буддизм. В П. велось колоссальное храмовое строительство (около 5 тыс. храмов и пагод), достигшее особого размаха в правление Чанзиты (1084—1112). К 13 в. внутренние противоречия паганского общества привели государство к упадку. В результате бирмано-монского антагонизма в борьбе за гегемонию в Бирме в конце 13 в. от П. отделился монский Юг. Укрепление крупного частного землевладения, главным образом церковного, вызвало сокращение государственного земельного фонда и ослабило центральную власть. Попытки правителей П. в 13 в. секуляризовать церковные земли потерпели крах. Довершили падение П. рейды монгольской конницы; после разгрома бирманских войск в 1283 при Каунгсине П. перестал существовать.
Государство Паган существовало в течение нескольких столетий. В середине 9 в. новая волна тибетоязычных мигрантов-бирманцев пересекла территорию Наньчжао и достигла верхнего течения Иравади. Переселенцы освоили территорию вдоль большой излучины реки поблизости от местоположения современного города Мандалай, заимствовав элементы хозяйства у своих предшественников пью и монов. Собственно бирманцы унаследовали от них три высокоразвитых очага поливного рисосеяния: Шуэбо, Чаусхе и Минбу. Столица Паган выросла на крутом берегу р.Иравади ниже ее слияния с Чиндуином между современными городами Пакхоуку и Чау. Господствующей религией стала ветвь буддизма махаяна; вероятно, она пришла из Бенгалии. Паган возвысился как главный город одноименной империи примерно в 1044, когда король Аноратх вынудил монского государя в Татхоуне к капитуляции и, таким образом, получил выход к морю. Аноратх перевел весь монский двор в Паган и внедрил среди своих подданных-бирманцев южное направление буддизма – хинаяну.
История Пагана (1044–1287) замечательна во многих отношениях. Территориально Паган включал основную часть долины Иравади и простирался от области Ракхайн на западе до левобережья р.Салуин на востоке. Величественные архитектурные памятники Пагана, построенные в индийском и монском стилях, уступают лишь храмам в Камбодже. Особенно выделяются три храма: Ананда, Татбинью и Годопалин. На территории в 65 кв. км находятся тысячи буддийских культовых объектов. Многие из них поражают своими размерами. В некоторых жизненно важных отношениях, особенно в концепции управления государством, в Пагане доминировал индуизм, однако в целом ведущим фактором культурной жизни оставался буддизм. Поворотный пункт в истории страны наступил в 1165, когда сингальская армия с Цейлона совершила успешное нападение на город Паган в отместку за препятствия, чинившиеся сухопутной торговле Цейлона с Камбоджей. Сингалам не удалось закрепиться в Бирме, но разделявшаяся ими ветвь буддизма – тхеравада – была воспринята группой монахов, благодаря которым буддизм стал массовой религией бирманцев. Это произошло на фоне последовавшего резкого ослабления влияния монов и способствовало формированию эклектичной бирманской культуры.
Государство Паган распалось в последней четверти 13 в. Частично его гибель была следствием внутреннего упадка, однако большую роль сыграли неоднократные вторжения монгольских войск из Китая, в конечном счете захвативших город Паган в 1287. Верхняя Бирма была освобождена от завоевателей в начале 14 в. благодаря усилиям шанских князей. Многие из них были выходцами из этой области, другие бежали из Наньчжао, разоренного монголами в 1253. В последующие 250 лет различные шанские властители правили Верхней Бирмой, а моны сумели утвердиться в дельте Иравади и на побережье Танинтайи. Новой столицей их государства стал Пегу. Когда в 1511 португальцы овладели городом Малакка, монские суда уже регулярно заходили в его порт. Корабли монов, построенные из тиковой древесины высоко ценились в Юго-Восточной Азии. В 1365 шанский князь основал новый столичный город Ава в Верхней Бирме на р.Иравади к югу от современного Мандалая.