В Мьянме представлено большинство имеющихся в природе видов транспорта. Самолеты, речные и морские суда, поезда, автобусы, такси, велорикши, лошади, запряженные в повозки и кареты (!), волы, слоны и т.д. Самолеты, поезда и теплоходы принадлежат государству.
Местные берут билеты за чаты и дешево, а для иностранцев - чтобы не шокировать их копеечными ценами и вытрясти побольше валюты, хунта повелела продавать билеты только за $ или ФЕКи и в десятки(!) раз дороже, чем местным. (В отличие от Таиланда - где цены только в местной валюте и одинаковы для всех!). Иностранец покупает билет в особых кассах, в билет записывают фамилию и номер паспорта. Контроль обычно на входе, но он слабый, или вовсе отсутствует. Похожая ситуация с билетами за осмотр достопримечательностей.
У меня ни разу не проверяли соответствие паспорта и билета (если вообще смотрели билет). Похоже, для ленивых работников транспорта билетом является уже внешность "белого мистера", а если нет - думаю, подойдет небольшая мзда, но сам не проверял. Я слыхал про случаи, когда туристы договаривались с местными и те брали им билеты. Я сделал 1 попытку, но - не получилось; мне сказали, что за такое могут депортировать (думаю - вряд ли!). Может быть, на некрупных станциях спецкасс нет и билет вам продадут по "местной" цене?!
Внутри страны летают государственные ненадежные самолеты "Myanmar Airways" и частные (эти получше) - "Yangon Airways" и "Air Mandalay". Однако внутренние ПЕРЕЛЕТЫ - буржуйская роскошь, ибо цены высоки (500км ~$100; дороже международных!): из Янгона в: Мандалай или Чайнг Тонг (550 км)-$110, Баган (500 км)-$100, Котхаунг (800 км, крайний юг, тайская граница) - $170; из Мандалая в Хехо (оз. Инле) или Баган (170 км)-$40. Агентства дают скидки $5-10.
Ж.Д. сеть страны разветвленная (4800 км, 737 станций), узкоколейная (1 м; еще есть 610-мм короткий участок Лашио-Намту-Бодвин), изолированная и до границ не доходит. Используются семафоры, а кое-где еще бегают паровозы, что привлекает в страну любителей ж.д. Поездов много. В отличие от тайских, они дорогие для иностранцев, медленные и старые. Расписание не выдерживается и многочасовые опоздания - не редкость. Вагоны трех типов: купейные ("sleeper", самые дорогие и редкие, только на линии Янгон-Мандалай-Мьичина; в вагоне 6 изолированных 4-местных купе, в каждом купе - кондиционер, холодильник, душ, умывальник, туалет и двери на платформу), сидячие ("upper", типа наших межобластных) и обычные ("ordinary", деревянные лавки вдоль стен; это - вагоны для местных). Цены для иностранцев в $(сидячие/обычные места) из Янгона до: Мандалай $30/11 (620км, в пути 15-17 ч), Баган $28/10(590км), Хехо $25/10(630км), Кьяктио $8/3 (160км), Баго $5/2(75км), Пьи $15/6(260км), Моттама (Моламьяйн) $17/6(280км, 10ч); из Мандалая до: Мьичина $27/10(550км), Лашио $12/5(290км); из Моламьяйна в Тханбьюзаят (в сторону Е) $4/1 (57км, до Е-144км).
В стране очень развиты ВОДНЫЕ СООБЩЕНИЯ по рекам Иравади, Чиндвин, Тханлвин и другим. Пассажирские теплоходы бывают скорыми ("express","speed boat") и медленными ("regular","slow boat"). На скорых - сидячие места, как в самолете; на медленных - стулья на палубе или каюты. Отправляются обычно в 6-8 утра, прибывают вечером. Получить адреналин можно всегда здесь . В темное время суда обычно не ходят и делают остановку на всю ночь в каком-нибудь крупном поселке, а на
рассвете продолжают свой путь.
Самая популярная линия - Мандалай-Баган (отпр.5:30, сидячие места: $10 на медленном, в пути 14-16 ч и $16 на скором, в пути 10-12 ч; обратно - вверх по течению - медл.: отпр.5:00, в пути 2.5 суток; скорый: отпр.16:00, в пути чуть более суток). Некоторые другие линии (расст., в пути, стоимость сидячего места для иностранцев): Мандалай-Пакокку-Баган-Магве-Пьи (538км, 3дня, $10), Пьи-Янгон (423км, 2сут, $9), Бхамо-Катха-Мандалай (443км, сутки, $9), Мабейн-Катха (147км, сутки), Кхамти-Хомалин-Монива (731км, 3дня, $11), Патхейн(Бассейн)-Янгон (277км, сутки, $7), Ситтве-Чаукпью-Таунгок (360км, 3дня), Ситтве-Мьяук У (64 км, 5 ч), Моламьяйн-Паан (53км, 6ч). Место в каюте дороже сидячего в 2-3 раза. Есть также пасс. морские сообщения вдоль побережья страны, например Янгон - Моламьяйн - Давей (Тавой) - Мьейк - Котхаунг (компания "Five star shipping line"). Есть ли международные пассажирские морские линии - неведомо.
МЕЖДУГОРОДНИЙ АВТОБУС. Автобусные компании - частные и цены на проезд для иностранцев и местных одинаковы и невелики, например: Баган-Пьи-Янгон $3.5 (в пути 15-18 ч), Баган-озеро Инле $2.5 (в пути 8 ч), Янгон-Кьяктио $1.5 (в пути 7 ч). Билет можно купить за чаты на городской автостанции, в турфирме или в своей гостинице (с наценкой $0.5).
Автобусы старые, но с мягкими сиденьями, кондиционером и видео. Почти все дальние автобусы отправляются днем или вечером, едут всю ночь и прибывают утром. Маршрутов очень много. Дороги в центральной части страны неплохи (лучше кампучийских, но хуже тайских). Движение правостороннее, машины как с правым, так и с левым рулем.
Транспортные средства в Мьянме часто переполнены, и проезд гроздьями на бортах, подножках и крышах - обычное дело. Билеты лучше брать заранее.
АВТОСТОП в Мьянме я не пробовал и автостопщиков там не помню. Мне кажется, автостоп возможен и будет похож на таковой в Судане. Хотя не забывайте, что хунта не любит общения иностранцев с местными жителями и может препятствовать этому.