Многочисленные рукописи на пальмовых листьях, надписи на камне в стихах и прозе, относящиеся к началу нашей эры, свидетельствуют о давней литературной традиции. Зарождение и становление литературы относится к 9-13 вв. В 11 в. в связи с объединением страны в империю Паган феодального типа государственной религией Б. становится буддизм хинаяна, а пали - религиозным, деловым, литературным языком (наряду с языками пью, монским, бирманским). В 14-16 вв. расцвета достигла бирманская классическая поэзия. В религиозных поэмах Шин Махатилавунты, Шин Махарататары, Шин Уттамаджо, Шин Оун Ньоу нашли отражение жизнь современного общества, красоты родной природы. Навадейджи, Натшиннаун, Таунбила Схаядо (16-17 вв) совершенствовали поэтические формы (яду, могун, пьоу, эчхин и др.). Возникли новые литературные жанры. Писатели 2-й половины 18 в. и 19 в. выступали в поэзии, прозе, драме. Продолжая традиции классической поэзии (Леветоундара, У Toy), они обращались к светским сюжетам (Падейтаяза), писали большие работы в прозе (У Кала). Образцом прозы 18 в. считается перевод с пали 8 джатак (см. Джатака) У Обата. В 18 в. было сделано много переводов с пали, санскрита, хинди на бирманский язык. Появились художественные произведения, построенные по типу санскритской обрамленной повести. С конца 18 в. популярность обрела национальная драма. Вслед за Падейтаяза поэт-военачальник Мьявади Минджи У Са написал на основе таиландского эпоса (в свою очередь, основанного на индийском эпосе) и народных легенд, драму о принце Инауне. Сюжеты большинства произведений классиков драмы (У Чин У, У Поун Нья) связаны с джатаками.
В конце 19 - начале 20 вв. появились переводы и переделки произведений иностранных авторов. С начала 20 в. развивается новый для бирманской литературы жанр романа. Крупнейшие романисты - Джеймс Хла Джо, У Джи, У Лат и др. С именем Пи Моу Нина связано рождение бирманского современного романа ("Вечернее солнце"). В романах Маха Схвея ("Наша мать") представлена более полно социальная тематика. Литература 1-й половины 20 в. отражала стремление бирманского народа к свободе, к освобождению от оков колониального ига. Возникают различные литературные движения и организации (кхисанг, нага ни и др.). Одним из инициаторов патриотического движения был выдающийся писатель Такин Кодо Хмайн. У Маун Джи, Мья Мьоу Лвин, У Ба Чхоу, Теин Пхей Мьинт, Зоджи (У Теин Хан), Миндувун, Зейя, У Ян Аун и др. раскрывали различные стороны жизни бирманского общества. Значительное место в творчестве большинства писателей и общественных деятелей отводится пропаганде идей буддизма. После образования независимой Б. (1948) прозаики и поэты развивают прежние литературные формы в соответствии с национальными традициями и создают новые, что особенно проявляется в поэзии (Дагоун Тая, Даун Нве Схвей, Ней Твей Ни, Тин Моу). Прозаики разных поколений - Янгоун Ба Схвей, Ма Ма Ле, Тэккадоу Боун Хнайн, Кхин Хнин Ю, Бан Мо Тин Аун, Аун Лин и др., опираясь на опыт мировой литературы, на лучшие традиции бирманской прозы, совершенствуют художественную форму, поднимают насущные социальные, морально-этические проблемы. В литературной жизни Б. идёт идеологическая борьба, отражающая сложность внутренней и внешнеполитической жизни страны. Ведущей темой в литературе становятся патриотизм, борьба за мир в стране, за построение нового общества. После 2-й мировой войны переводятся сочинения русских и советских писателей (Коу Коу Джи, Мья Тан).
Национальная культура, испытавшая индийское влияние и находившаяся на подъеме вплоть до 1885, исторически тяготела к королевскому двору. Танцоры и музыканты пользовались покровительством престола, равно как и мастера-ремесленники, занимавшиеся изготовлением изделий из дерева и серебра. Знаменитые храмы 13 в. и другие религиозные сооружения в Пагане – характерные примеры достижений традиционной бирманской цивилизации.
После установления английского колониального господства прекратилось королевское попечительство в сферах искусства и художественных промыслов, и в страну стали проникать новые эстетические веяния с Запада. Зародились ранее отсутствовавшие жанры, прежде всего роман, и произошел разрыв с прошлым, когда литература была неотделима от монастырей и ориентировалась на религиозные сюжеты и жизнь двора. Хотя европейское влияние было достаточно слабым, важно, что оно вызвало ответную, с националистическим оттенком, реакцию, которая получила поддержку со стороны властей независимой Бирмы. секс игрушки В результате государство открыло музыкальные, театральные, художественные учебные заведения, национальный музей и поддерживало археологические исследования, религию и т.д.
В современной культурной жизни страны слилось старое и новое, искони бирманское и привнесенное. Самые популярные зрелищные мероприятия – кино и пве (длящаяся нередко всю ночь народная опера, в которой сочетаются элементы комедии и драмы). Двойственный характер таких представлений, в которых увязанное с местными историческими событиями содержание сопровождается типично национальной музыкой, продолжает волновать аудиторию. В то же время в столице стоят длинные очереди в кинотеатры, в которых демонстрируются не только фильмы на бирманском языке, но и американские вестерны и мюзиклы. Художественные традиции по-прежнему находят выражение в кустарных шелковых тканях и лаковых изделиях, хотя качество продукции снизилось по сравнению с образцами прошлого. Как и прежде, ударные (гонги, барабаны) и духовые инструменты используются в традиционных бирманских оркестрах, сопровождающих драматические спектакли. В 1990-х годах комедиантов, карикатуристов и писателей арестовывали за высказывания, воспринимавшиеся властью как оскорбление или недозволенная критика.