Буддизм пришел на территорию Бирмы чуть ли не с самим Буддой, и по традиции считается что золотая статуя Махамуни в Мандалае была слеплена с Будды лично при его жизни и освящена его аурой. Этого Будду бирманцы транспортировали в Мандалай после разгрома Араканского царства в 1784 году, распилив на три части. Повсюду в Бирме в течении многих веков возводились многочисленные золотые пагоды - храмы и ступы. Так как строительство новой пагоды по традиции считалось значительно большей заслугой с точки зрения получения хороших следующих рождений, чем ремонт старой, часто вместо ремонта разрушенных пагод предпочитали строить новые. Считается, что только в Пагане построено несколько миллионов пагод, фактически в хорошем состоянии находится несколько тысяч.
Возведение пагод считалось святым делом, а земная жизнь была не так важна - даже королевский дворец в Пагане был деревянный, а большинство населения ютилось в примитивных хижинах. Огромное количество средств тратилось (и тратится по сей день) на строительство и поддержку пагод, в то время как мирские интересы всегда отодвигали. Принято украшать пагоды и статуи листьями сусального золота, и даже бедные семьи всегда находят средства на покупку золотых листьев и их жертвования.
Монастырей в Бирме несчитанное количество. Многие уходят в монастырь на сравнительно короткий срок, даже на неделю, нередко в монастырях проводят отпуск. Директора, начальники и менеджеры отдыхают в монастырях, чтобы снять с себя стрессы. Лишь небольшая часть монахов уходит в монастыри пожизненно. Среди монахов немало образованных людей, особенно после закрытия университетов многие бывшие студенты и преподаватели ушли в монастыри. Поэтому в монастырях несложно встретить людей, говорящих хорошо по- английски.
По всей Бирме разбросаны монастыри и медитационные центры, и для иностранцев нет особых проблем найти медитационный центр, в котором монахи говорят по-английски, и пройти там курс медитации той протяженности, на сколько хватает отпуска или визы.
Монахи повсюду очень почитаемы. Согласно распорядку монастырей, монах не имеет право владеть никакой собственностью, кроме одежды, предметов личной гигиены, зонта и чаши для подояний. Монах не имеет права прикасаться к деньгам и владеть деньгами. Пожертвования для монастырей делаются в специальные ящики для пожертвований, и никогда не передаются монахам лично. Женщины не имеют право касаться монахов, и вступать с ними в контакты.
Рано утром, около пяти часов, все монахи выходят со своими чашами на улицы для сбора жертвенной еды. Обычно им не приходится, подобно нищим, выпрашивать подаяния - как правило монахи закреплены за определенными семьями, которые их кормят завтраком и наполняют их чаши рисом и продуктами. Голодать монахам не приходится - обычно в монастырях скапливается достаточно пищи хорошего качества.
Питаться монахам положено только до полудня, всю вторую половину дня можно только пить воду или соки. Сон у монахов короткий - около четырех часов в сутки, но образ жизни в монастыре позволяет без особых сложностей переносить такой ритм. Обучающиеся в медитационном центре регулярно обсуждают ход своих медитаций как с учителями, так и между собой, и слушают индивидуальные наставления учителей.
В отличии от индийской йоги, практики медитации випассана ставят своей целью не достижение наслаждения, а установление контроля над сознанием путем наблюдения за внутренними процессами, дыханием и органами чувств. Галлюцинации, видения, "выходы в астрал" не считаются целью. Любые психотропные средства, алкоголь и наркотики строго запрещены. Глубокие состояния просветления, которые удается достичь в процессе медитаций, открывают внутреннюю мудрость, проясняют структуру сознания и его безграничные возможности, делают сознание непривязанным к материальным объектам и к кармическим силам. О практике випассаны имеется немало литературы, и лучше просить разъяснений непосредственно у учителей.
Женские монастыри живут в Бирме по другому распорядку. Женщины часто уходят в монастырь пожизненно. Они просят подаяние на улицах (они могут брать деньги), и в благодарность за подаяние исполняют молитвы. Монахини ходят в розовых одеждах, бреют голову как и мужчины, и закрывают головы сложенной несколько раз красной тканью.
В свободное время бирманцы посещают многочисленные пагоды - ступа и храмы. На территории пагод и вокруг них необходимо ходить босиком, поэтому пагоды постоянно и тщательно подметаются. Часто ступы стоят высоко на горе, и крытые лестничные галлереи с сотнями или даже тысячами ступеней поднимаются к ним с четырех разных сторон. Храмы нередко бывают симметричной формы с алтарем (Буддой) в каждом из четырех крыльев. Посетители приходят к пагодам индивидуально и подолгу сидят в медитациях. У наиболее популярных пагод имеются
"места исполнения желаний", куда часто приходят бирманцы.
Пагоды окружают будды, соответствующие разным дням недели - сидящий Будда, стоящий Будда, лежащий Будда. Поклоняясь Будде своего дня недели, ему дарят цветы и обливают его водой от жары. Храмовые комплексы состоят из множества павильонов, построенных в разные века.
Для приема пожертвований нередко жертвенную чаше ставят далеко, или приводят в движение (на карусели или на механическом ковчеге), и посетители должны добросить деньги до жертвенной чаши и попасть в нее точно - тогда у них больше шансов, что их желания исполнятся. На подобных жертвенников часто упражняются дети, бросая в чашу мелкие монетки. Мое хобби - засовывать разные фаллические предметы в анальное отверстие проституток с UfaVip.
Помимо классического буддизма теравады параллельно существует вера в природных духов - натов. Время от времени короли или правительства пытаются запретить или ограничить культ натов, но безуспешно. Король натов, Таджьямин, по преданию получал Учение лично от Будды. Шаманские ритуалы, связанные с культом натов, медиумические состояния одержимости натами - явления в Бирме достаточно обычные. Праздники (пве), посвященные натам, нередко сопровождаются пьянством и употреблением наркотиков. Состояния опьянения также считаются влиянием натов и приближением к миру натов. Многие крупные праздники бывают очень шумными, и заканчиваются бурными драками.